Эпическое произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир» впечатляет огромным количеством персонажей. Это и исторические личности, и вымышленные герои. Причем каждый герой романа, независимо от того – главный или второстепенный, играет определенную роль. Одним из таких персонажей стала Лиза Болконская – жена князя Андрея, на примере характеристики которой полнее раскрывается авторский замысел.
Кто такая Лиза Болконская
Лиза – персонаж второстепенный, поэтому автор посчитал не обязательным подробное описание ее детских и юношеских лет. Читателю становится известна лишь девичья фамилия девушки и ее родословная. Но этого достаточно, чтобы судить о воспитании и атмосфере, в которой росла героиня.
До выхода замуж за князя Андрея Елизавета Карловна носила фамилию Мейнен. Родом девушка из знатной дворянской семьи. Ее дядя – известный полководец и государственный деятель Михаил Илларионович Кутузов.
О родителях Лизы Толстой ничего не говорит. Но по отношению к ней представителей высшего света можно сделать вывод, что семья героини имела немалое влияние в аристократических кругах. Да и родство с Кутузовым сыграло свою роль.
Описание внешности
Будущая супруга князя Андрея была очень красивой девушкой. Черные вьющиеся волосы обрамляли ее круглое, привлекательное личико. Небольшой недостаток на лице – коротковатая верхняя губа с едва видным черным пушком – не только не портил девушку, но и придавал ей еще более миловидное выражение.
Сквозь полуоткрытый ротик девушки были видны ровные, белоснежные зубки. А когда верхняя губа, вытягиваясь, прикрывала нижнюю, то Лиза становилась особенно очаровательной.
Прелестный ротик в сочетании с румянцем на щеках и сияющими глазами придавали героине ангельское выражение. Элегантные платья подчеркивали ее точеную фигуру. А невысокий рост делал девушку еще миниатюрней и изящней, за что окружающие прозвали ее «маленькой княгиней».
Характер
Окружающие любили Елизавету не только за приятную внешность, но и за ее милый нрав, делающий ее еще больше похожей на ангела.
Отличительными чертами характера Болконской можно назвать:
- жизнерадостность;
- доброжелательность;
- игривость;
- беззаботность;
- наивность.
В то же время Лиза была очень капризной, чем напоминала избалованного, инфантильного ребенка. Героиня была любительницей поболтать, поэтому большую часть времени посвящала посещению балов, а также бессмысленным, пустым разговорам и сплетням.
Отношение к другим персонажам
Вращаясь в светских кругах, Лиза привыкла кокетничать с мужчинами. Иногда она делала это инстинктивно, как в случае с Анатолем, появившимся в Лысых Горах. И даже к мужу княгиня обращалась с кокетством, как к постороннему.
Свою золовку – княжну Марью – Лиза любила. Но больше сдружилась с ее компаньонкой, француженкой мадемуазель Бурьен. Женщин сближало сходство характеров. Француженка была такой же легкомысленной и кокетливой, как и Елизавета.
Своего свекра Лиза боялась. Как не старалась княгиня, но скрыть свою антипатию к старому князю не могла. Тот ей отвечал тем же, обращаясь с невесткой презрительно и высокомерно.
Личная жизнь
Красивая, юная Лиза пользовалась успехом у мужчин. Поэтому не удивительно, что ее заметил Андрей Болконский. Развитие отношений между Лизой и Андреем Толстой не показывает. Перед читателем они предстают уже женатой парой. Но то, что между супругами нет любви, становится понятно сразу.
Князь ошибочно принял страсть к привлекательной девушке за любовь и вскоре после свадьбы разочаровался в жене. Лизу же прельстило внимание красивого, умного и знатного жениха. Кроме того, супружество для нее было обязательным элементом светской жизни.
Несмотря на свою наивность и легкомысленность, «маленькая княгиня» не смогла не заметить холодность мужа. Ее это обижало, но отсутствие мудрости не позволило молодой женщине изменить положение.
Княгиня чувствовала себя одинокой, особенно после того, как супруги переехали в имение старика Болконского. Она часто плакала и жаловалась на мужа. Несмотря на то, что княгиня была несчастлива в браке, она до конца оставалась верной мужу.
Роль в произведении
Среди многочисленных персонажей романа образ Лизы, на первый взгляд, кажется простым и примитивным, не играющим существенной роли в произведении. Недолгое существование этого персонажа на страницах романа ошибочно принимается читателем за незначительность.
Но на самом деле через образ «маленькой княгини» Толстой показал примитивность существования женщин из высшего общества. Жизнь светских львиц не отличалась разнообразием. Все, что занимало их умы – это балы, развлечения, сплетни. У них не было других целей, кроме построения личного счастья. И это автор хорошо продемонстрировал на примере Лизы.
Кроме того, через образ Болконской лучше раскрываются личностные качества князя Андрея, его жизненные взгляды, отношение к женщинам и семье. После возвращения из плена перед кроватью умирающей жены у Болконского произошло переосмысление ценности семьи. И на этом роль Лизы была исчерпана. Дальнейшее ее существование в романе не имело смысла.
Смерть
Через некоторое время после свадьбы «маленькая княгиня» забеременела. Но молодая женщина ожидала будущих родов не с радостью, а со страхом. Лизу мучил непонятный страх, который усилился после того, как она увидела во сне свою смерть во время родов.
Предчувствие беды не покидало героиню на протяжении всей беременности, о чем она постоянно твердила мужу. Перед отъездом на фронт, чтобы успокоить жену, Болконский попросил отца пригласить акушера из Москвы принимать роды.
Но, несмотря на все приготовления, роды оказались тяжелыми. Опасения Лизы сбылись, хрупкая женщина не смогла пережить роды и умерла сразу после появления на свет сына Николеньки.
Радость от рождения ребенка и возвращения из плена князя Андрея омрачила смерть княгини. Лицо Лизоньки перед смертью, выражающее любовь и удивление, долго стояло перед глазами Болконского.
Князь не мог простить себе прежнего холодного отношения к жене, считая себя виноватым в ее смерти. Лизу похоронили в Лысых Горах, поставив на могиле памятник с изображением ангела, на удивление похожим на лицо покойной.